У нас Вы найдете:
Как нас найти:
Муниципальное казенное учреждение культуры
«Центральная городская детская библиотека им. А.М. Горького»
603003 г. Н. Новгород ул. Ефремова, 2
тел.: (831)273-03-42, тел. факс (831)225-60-20
e-mail: detlib@mts-nn.ru
Проект «Дарим книге вторую жизнь»
Уважаемые книголюбы, предлагаем вам стать обладателями не новых, хороших и добрых книг. Книги предоставляются бесплатно! Предлагаем список книг для Вас! Список актуален до февраля 2023 года! Спишите дать книги вторую жизнь!
Вопросы и заявки принимаем по адресу: cgdbokio@mail.ru
Подробнее
К вашим услугам:
-3 абонемента
-читальный зал
-отдел автоматизации, информационных технологий и сервисных услуг
-отдел информационно - библиографического обслуживания
График работы:
Понедельник-Четверг с 9.30 до 18.00
Пятница, воскресенье с 9.30 до 17 ч.
Суббота - выходной день
Последний четверг месяца - санитарный день
(831) 273-03-42
Книги со шрифтом Брайля
Уважаемые читатели!
В нашей библиотеке вы можете взять книги
со шрифтом Брайля для слабовидящих и незрячих детей.
Для взрослых - литературно-художественный журнал «Литературные чтения» .
Выставочная деятельность: традиции и новации
В настоящее время в связи с глобальной информатизацией общества инновации затронули абсолютно все виды человеческой деятельности. Библиотечное дело не явилось исключением. Сегодня мы поговорим о традициях и об инновациях в выставочной работе детских библиотек.
Существует несколько определений понятия «книжная выставка». Они опубликованы в «Справочнике библиотекаря», «Терминологическом словаре по библиотечному делу и смежным профессиям», «Кратком справочнике школьного библиотекаря». Все варианты приводятся в пособии Збаровской Н.В. «Выставочная деятельность публичных библиотек», выпущенном в 2004 году, но суть их в одном:
Книжная выставка – традиционная форма массовой работы библиотеки, самая популярная и актуальная, ориентированная с минимальными временными затратами на:
- информирование пользователей о содержании библиотечных фондов;
- информирование пользователей о новых поступлениях;
- пропаганду и рекламу лучших документов, раскрытие их содержания.
Выставки относятся к наглядным формам массовой работы и имеют преимущество в том, что здесь происходит непосредственный контакт читателя с книгой (за исключением электронных форм выставок). Это положения традиционной теории, которых библиотекари обязаны были придерживаться в своей работе.
В России первые выставки появились в середине 19 в. в Императорской публичной библиотеке (ныне РНБ). Организатором их был В.В. Стасов – искусствовед и общественный деятель.
Первые выставки носили характер музейных экспозиций, на них демонстрировались наиболее ценные экземпляры.
В провинции в начале 20-го века получила распространение форма просветительской работы среди крестьян – «Народная выставка», сочетающая элементы музея, лектория и выставки.
С установлением советской власти книжные выставки стали использоваться для пропаганды литературы по важным вопросам текущей жизни и имели мощный идеологический акцент. И до 90-х годов эта работа велась на невысоком качественном уровне – выставки были однотипные и по оформлению и по содержанию. Только за последние 10-15 лет появились интересные подходы к организации книжных выставок.
Сегодня необходимо делать каждое библиотечное мероприятие, в том числе и книжные выставки, интересным, зрелищным, эмоциональным, в чем-то даже неожиданным для ребят. Задача детского библиотекаря – стараться удивить, обрадовать, привлечь внимание к книге, к библиотеке, учитывая возрастную психологию, в первую очередь, – стремление детей к новым ощущениям. И старая, любимая нами форма работы – книжная выставка, – должна стать новой, необычной, яркой встречей ребёнка с книгой и библиотекой. Следовательно, ответ на вопрос: «Необходимы ли инновации в выставочной деятельности детской библиотеки?» будет однозначным: «Жизненно необходимы». Убедительные доказательства положительного ответа на заданный выше вопрос, определения термина «инновация» вы найдёте в статье: Редькина Н. Нужны ли инновации? / Н. Редькина // Библиотека. – 2007. – № 10. – С. 69-72.
Инновации – нововведения, новшество, новаторство – использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции, услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления.
Инновации – мощный двигатель прогресса, один из основных рычагов повышения эффективности деятельности, улучшения качества предоставляемых услуг, механизм интенсификации труда, реализации творческих способностей человека.
Инновации – не только изменения, модифицирование, но и результат творческого отношения к работе.
Инновации – должны быть целесообразны, рациональны и своевременны.
Очень важный момент: библиотечные инновации не обязательно должны представлять собой только нечто абсолютно новое, это ещё и просто не применяемое ранее, с помощью чего должны решаться те или иные проблемы. То есть, оценивая существующий опыт, нужно отмечать для себя самое лучшее, ценное и применять на практике.
Выставочная работа существует достаточно длительное время, сложилась определённая система традиций в данной области, обусловленная социальной миссией библиотеки: сохранять, распространять, формировать, развивать.... С учётом этого инновации в выставочной деятельности направлены на внедрение новшеств, которые позволят наиболее эффективно реализовать задачи выставочной работы, а не сводиться только к внедрению информационных технологий. Успешность инновационной деятельности обусловлена соответствием нововведений ресурсной базе библиотеки, профессионализму персонала, творческому подходу к работе.
ОРГАНИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ВЫСТАВОК
Работа над любой выставкой складывается из определённых технологических моментов. Методики организации конкретных библиотечных выставок – совокупность методов, приёмов и средств выставочной работы, направленных на достижение конкретных целей, в нашем случае создание экспозиций, отвечающих потребностям некоторой группы пользователей, отражающих информационные ресурсы библиотеки, могут быть разнообразными, т.е. какие-то технологические моменты включать (этапы), какие-то – нет.
Подробнее рассмотрим алгоритм оформления выставки, который предлагает Кузнецова Е.Б. на страницах небольшого пособия «Выставочная работа библиотек в вопросах и ответах» библиотечки «Первого сентября», серии «Библиотека в школе». А попутно будем пользоваться соответствующими главами пособий:
Збаровская Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек/ Н.В. Збаровская. – М.: Профессия, 2004. – С. 51-59;
Олзоева Г.К. Массовая работа библиотек/ Г.К. Олзоева. – М.: Либерея, 2006. – С. 38-52.
1. Уточнение, согласование, выбор темы. Тема должна соответствовать двум требованиям:
Во - первых, должна быть актуальной (проблемной) на сегодняшний день и интересной.
Во -вторых, тему необходимо конкретизировать. Например, выставка на тему « Жизнь и творчество А.С. Пушкина» очень объёмная по содержанию, поэтому лучше её конкретизировать и выбрать в качестве темы определённый период жизни писателя «Лицейские годы», «Болдинская осень», жанр или тему в творчестве «Повести Пушкина», «Любовная лирика», малоизвестные факты биографии «Неизвестный Пушкин».
Если это отраслевые выставки, целесообразно разрабатывать выставки не по одной отрасли знаний, а на их пересечении. Так как именно здесь могут возникать проблемные вопросы. Например, генная инженерия, клонирование и этика.
2. Целевое и читательское назначение. Признаки, оказывающие наибольшее влияние на содержание и характер восприятия представленного материала: возраст, пол, образование. В зависимости от них одна и та же тема предполагает различную структуру (разделы) выставки, оформление и отбор документов.
Целевое назначение соответствует мотивам чтения. На сегодняшний день они таковы: деловые, самообразовательные, рекреационные.
3. Выявление и отбор документов. Используя библиографические и методические пособия, СБА (каталоги и картотеки), выявляем все документы, какие есть в библиотеке по данной теме – книги, статьи из периодики, аудио- и видео- материалы. Подбираем их в фонде, знакомимся, отбираем соответствующие цели и читательскому адресу. Предпочтение отдаём документам, содержащим новую информацию, имеющим привлекательный внешний вид.
4. Определение структуры выставки - определение заголовка, названий разделов, подбор цитат, иллюстраций, предметной среды. Главное требование здесь - структура должна способствовать раскрытию содержания темы и акцентировать внимание на наиболее важных проблемах.
Заголовок должен быть:
информационно ёмким
лаконичным (4-5 слов)
нешаблонным (свиток, книга…)
Заголовком может быть крылатая фраза, афоризм, пословица, поговорка, строчка из песни, стихотворения («Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…», «С чего начинается Родина», «Посеешь характер -пожнёшь судьбу »).
Руководствуясь логикой, идеей выставки, определяем количество разделов, книг, наличие цитат, пояснительных текстов. Желательно, чтобы один из разделов носил краеведческий характер.
Самые разнообразные предметы и аксессуары можно использовать для оформления выставок, помимо художественных элементов (иллюстраций – портретов, плакатов, репродукций, фотографий и т.д.)
- декоративные элементы – цветы, драпировки, игрушки, вышитые полотенца, хохлома, гжель и др.;
- природный материал – шишки, ракушки, камни, корни, ветки…;
- творческие работы – рисунки, поделки, отзывы, мини-сочинения;
- вещи и предметы, помогающие создать образ человека или
эпохи – веер, свечи, бинокль, солдатский котелок и др.
Обязательное условие при работе особенно на данном этапе – соблюдение вкуса и чувства меры.
5. Группировка документов. На основании проработанных двух предыдущих пунктов, отобранные документы группируем согласно разделам выставки.
6.Оформление книжной выставки. Значение правильного оформления книжной выставки велико, особенно для читателей детской библиотеки. Необходимо как можно ярче и образнее раскрыть содержание книги, её ценность. Это позволит сделать восприятие книги юными читателями более понятным, эмоциональным, образным.
Выставка должна привлекать непроизвольное внимание читателей. Соблюдая правила библиотечного дизайна, имея высокий уровень эстетического вкуса, библиотекарь может создать выставку привлекательную и интересную.
Что же нам предлагают использовать при оформлении выставок на страницах профессиональных журналов?
Тумарь В.Н. Оформление экспозиций: поиск новых решений / В.Н. Тумарь // Библиотека. – 2003. – № 2. – С. 78.
Вот что:
– использовать самые разные материалы – ватман, цветную бумагу, картон, ткань, пенопласт;
– правильно подбирать и сочетать цвета. Желательно использовать при оформлении не более трёх. Исключение составляют выставки, где пестрота оправдана названием « Разноцветные страницы», «Весёлая мозаика»;
– правильно подбирать шрифты (соответствие содержанию выставки)
– наклонное, вертикальное размещение заголовков, цитат, иллюстративного материала;
– объёмную организацию информационной среды – разрезанные смещённые иллюстрации – оживляет визуальное пространство;
– объёмные носители информации в виде склеенных кубов, шаров, конусов…;
– подвесные цитаты;
– атрибутивные ряды – дублирование изображений, или в разном масштабе, или в разных ракурсах;
– фигурное размещение документов: веером, дугой, уступами, наклонно…;
– ленты, какие-то символы: листочки, цветочки и т.д.
7. Реклама выставки. Как и любая форма деятельности, библиотечная выставка нуждается в рекламе, одновременно являясь способом рекламы самой библиотеки, проявлением её фирменного стиля – чем более интересны и привлекательны библиотечные выставки для пользователей, тем приятнее впечатления о библиотеке в целом.
Рекламно-информационная поддержка книжной выставки – это создание рекламных сообщений и публикаций, причём, к сообщению предъявляются свои требования:
o даётся новая информация, которая должна
o убеждать в полезности рекламируемой выставки,
o учитывая возрастные особенности аудитории,
o отражая специфику выставки
Рекламное сообщение может быть внутренним (для пользователей библиотеки) и внешним (для потенциальных пользователей – баннеры, СМИ). Наиболее распространённые традиционные формы рекламных сообщений – плакаты-объявления, индивидуальные приглашения.
Афиша или анонс выставки также является рекламным сообщением. Особенность этой формы рекламы – в её образности, краткости, эмоциональном воздействии.
Можно рассказать о выставке в индивидуальной беседе одному читателю или сразу нескольким, провести краткий обзор лучших книг или подробный рекомендательный всех представленных документов. Оживление читательской активности может вызвать конкурс, вопросы викторины по книгам с выставки.
Ещё одним средством распространения рекламы библиотечных выставок, ориентированным как на потенциальных, так и активных читателей, является сайт библиотеки.
Самая интересная и эффективная, но при этом самая сложная и трудоёмкая форма представления книжной выставки – это её премьера (презентация), первый показ. Премьеру можно превратить в праздник для читателей с участием писателей, героями книг, редакторами, издателями, представителями прессы. Она может включать литературно-музыкальную композицию, отрывки из фильмов, викторины, конкурсы. Таким образом, реклама выставки даже может при желании перерасти в комплексное массовое мероприятие.
8. Анализ эффективности книжной выставки. Очень важный этап. Анализ эффективности выставочной деятельности помогает выявить интересы и потребности читателей, позволяет планировать выставочную работу в соответствии с читательскими ожиданиями.
Прежде всего эффективность нужно учесть. Для этого в «Дневнике библиотеки» выделяется отдельная графа, в которую ежедневно заносится число документов, взятых с выставки читателями. Соответствующая запись делается в читательском формуляре. Сравнивая число представленных документов на выставке, и количество выданных, вычисляют коэффициент эффективности книжной выставки и делают выводы. Коэффициент эффективности книжной выставки равен отношению числа книговыдач с выставки к числу документов, представленных на выставке:
Кн. выдача с выставки
Колич. выставленных книг
Можно определить и коэффициент популярности какого-либо издания:
Колич. названий выданных книг
Колич. названий представленных книг на выставке
Книжная выставка в библиотеке. Дайджест/ сост. Л.А. Сластникова. – Н.Новгород: МУК ЦГДБ им. А.М. Горького, 2003. – С. 15.
Если эффективность низкая, необходимо выяснить, почему выставка не пользовалась спросом. Для этого анализируют все этапы организации выставки, начиная с выбора темы, заканчивая рекламой, и определяют допущенные ошибки. Высокую эффективность также изучают, определяя причины успеха.
Широко используют в работе метод опроса – беседы, интервью, анкетирование, письменные опросы, телефонные, электронные. Большой объём информации даёт метод наблюдения. Библиотекарь отдела обслуживания составляет таблицу наблюдения, куда заносит единицы наблюдения:
-Прошёл мимо, не обратил внимания;
-Прошёл мимо, но обратил внимание;
-Подошёл к выставке, посмотрел, отошёл;
-Подошёл к выставке, посмотрел отдельные книги;
-Посмотрел выставку, взял с неё книгу почитать домой.
Олзоева Г.К. Массовая работа библиотек/ Г.К. Олзоева. – М.: Либерея, 2006. – С. 50-51.
Анализируя эффективность выставочной деятельности, можно избежать ошибок в дальнейшей работе, делая каждую новую выставку яркой, содержательной, запоминающейся.
ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инноватика в библиотеке присутствует практически во всех направлениях её деятельности. Объектами инноваций в библиотеке являются и технологические процессы, и продукты и услуги. Выставочная деятельность также имеет инновационный потенциал.
Рассмотрим параметры, по которым можно оценивать инновационность выставочной деятельности
Збаровская Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек / Н.В. Збаровская. – М.: Профессия, 2004. – С. 132-135.
Можно заметить, они определённым образом перекликаются с методикой организации книжной выставки.
Проблематика мероприятия – это целевое назначение: зачем и кому, актуальность темы, важность рассматриваемых вопросов в данный момент времени. На сегодняшний момент особое внимание необходимо уделить темам, связанным с нравственными и духовными основами семьи (2008 г. объявлен в России годом семьи), экологией Земли (2008 г.- год Земли), патриотическим воспитанием и краеведением.
Характер представленных ресурсов. Информационные ресурсы – документы фонда и СБА библиотеки, первичные и вторичные, традиционные (книги, журналы, газеты) и нетрадиционные (электронные). Информация на них может быть представлена в любой форме и носитель этой информации может быть любым – аудиоиздания, видео-, СD. Документы на нетрадиционных носителях представляют инновационную часть фонда и СБА.
Методы предъявления информации – это способы организации информации (устной, печатной и наглядной), то что объединяет содержание и форму мероприятия. Есть здесь традиционные методы, такие как просмотр, и инновационные, например, заимствованные из педагогики: метод проблемных ситуаций, эвристический; из музейного дела – музейный.
Методы работы с читательской аудиторией. Диалоговый – традиционный; деловые игры, мозговой штурм – методы решения проблем, личностно-ориентированные, нетрадиционные, требуют смелости и хорошей профессиональной подготовки библиотекарей.
Использование мультимедийных технологий предполагает организацию на современном этапе интерактивных форм работы с читателями и самих читателей с информацией. Для этого нужна не только хорошая материальная база.
Наиболее интересный и содержательный критерий инновационной выставочной деятельности – это виды выставок (типология и формы).
Большое разнообразие их определяется задачами, читательским назначением, типом и видом библиотек. Выставки классифицируют по:
- содержанию (универсальные, отраслевые);
- видам представленных документов;
- времени функционирования;
- статусу (сам., циклы, часть мероприятия.);
-целевому назначению (информационные, рекламные);
- способу организации (просмотр, кольцевые,
музейные, тематические полки)
Подробно о типологии выставок можно прочитать в книге Н.В. Збаровской «Выставочная деятельность публичных библиотек».
Специалисты, связанные с практикой, огромное количество выставок, в свою очередь, разделили на традиционные и нетрадиционные формы организации
Кузнецова Е. Б. Выставочная работа библиотек в вопросах и ответах / Е.Б. Кузнецова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Библиотека в школе»; вып.4 (10).
Традиционные и наиболее часто используемые выставки:
Новых поступлений
Тематические
Персональные
Жанровые
К знаменательным и памятным датам
В помощь учебному процессу.
Из нетрадиционных форм получили поддержку и признание читателей, развиваются и совершенствуются такие группы выставок:
1. Досугово-просветительского характера: выставки – викторины, кроссворды, конкурсы, ребусы, игры, лото, хобби…
2. Диалоги – спор, дискуссия, полемика, проблема размышление, диспут. Они предлагают поразмышлять, поспорить, подумать о чём - либо…
3. По теме искусства – одной картины, вернисаж, панорама, коллаж..
4. Выставки-хобби-экспозиции (мастерская, ателье, кладовая, огород);
5. Выставка-лучший читатель: - досье, - бенефис, - одного формуляра.
6. Выставка одного документа: - книги, журнала, газеты, статьи.
Выставка печатной продукции библиотеки. Выставка - совет, - словарь, - признание, - символ, - письмо, - лабиринт, - предметная, - демонстрация, -презентация, - угощение, - суд, - коллизия … и др. Говорящие …
Главное здесь обосновать выбор формы, чтобы она чётко соответствовала содержанию.
ТРАДИЦИОННЫЕ ВЫСТАВКИ
Опыт организации традиционных выставок мы с вами имеем большой, остановлюсь на некоторых, отмечая особенности.
Большой популярностью пользуются в библиотеках тематические выставки. Работа над ними не вызывает особых затруднений. Их цель – привлечь внимание к конкретной теме, проблеме, побудить к чтению книг по ним путём рекомендации лучших. Напомним только, темы необходимо конкретизировать, чем они будут уже, тем интереснее получится выставка, понятнее для читателей.
А темы могут быть самые разнообразные:
-экология – «Хрустальная капля», «Большие проблемы маленькой планеты», «Россия – боль моя, судьба, надежда»;
-космос – «На неведомых орбитах»;
-краеведение – темы родины, России – «Отечество моё Нижегородское», «Я покажу вам нижний свой», «Я, ты, он, она – вместе целая страна!»;
Очень важные темы для подростков:
-первая любовь – «Любовь – начало всех начал», «Научи своё сердце добру»;
-этика и этикет – «Помоги своей судьбе», «Наука о должном», «Сохрани в себе человека».
Цель выставки новых поступлений – познакомить пользователей (детей) с новыми документами. Это могут быть книги, газеты. Журналы, аудио-, видео- , СD, изо- и др. Чаще всего, такие выставки универсальны по содержанию. Отсюда особенность организации – порядок расположения документов на них должен быть систематическим, то есть по таблицам ББК
Кузнецова Е. Б. Выставочная работа библиотек в вопросах и ответах / Е.Б. Кузнецова. – М.: Чистые пруды, 2006.- 56 с.
Как правильно оформить персональную выставку? Цель её – привлечь внимание читателей к отдельной персоне, личности, пробудить желание как можно больше узнать об этом человеке – художнике, писателе, композиторе, учёном, политике и др. Поэтому на выставке обязательно наличие трёх разделов:
1 – рассказывает о жизни личности;
2 – посвящён её деятельности;
3 – представляет сами произведения, труды, творчество.
Конечно, приветствуется и большее количество разделов. Допустим
4 – предлагает творческие работы самих читателей, связанные с именем персоналии.
Выставки к знаменательным и памятным датам оформляются с целью предоставить информацию о каком то событии, празднике, его истории и традициях, дать советы и рекомендации по его проведению.
В последние годы и в библиотеках начали уделять повышенное внимание христианским праздникам – Рождеству, Пасхе; праздникам, которые ранее не отмечали – День святого Валентина; новым – День матери; историческим, связанным с родным краем – 17 февраля - День почитания Великого князя, основателя города Нижнего Новгорода Юрия Всеволодовича.
Выставки в помощь учебному процессу самые распространённые в детских библиотеках, они же, порой, самые скучные и неинтересные. Заголовки типа «За страницами школьного учебника» сейчас не вызывают у детей никаких ассоциаций и положительных эмоций, а новой и интересной информации такое количество, что обо всём на уроках узнать невозможно. Как увлечь предметом? Попробуйте начать с заголовка. «Нам пятёрка как воздух нужна!» «Удивительные приключения в стране Математика», «Там, где музыка живёт», «Физикам не до лирики», «Похимичим !».
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВЫСТАВКИ
Пытаясь удовлетворить возрастающие потребности читателей на библиотечные услуги, учитывая разнообразие их интересов, библиотекари пришли к тому, что у традиционных видов выставок стали появляться нетрадиционные формы. Персональная или тематическая выставка, дополненная дискуссией становится гораздо интереснее и уже приобретает форму выставки-дискуссии. Цель книжной выставки-дискуссии – вызвать у читателей желание поспорить подискутировать, высказать своё мнение по какому-то вопросу. Для этого необходимо представить на выставке литературу, освещающую выбранную проблему с разных точек зрения.
Возьмём историческую тематику. Всем известно, что никакое явление нельзя оценивать однозначно, тем более деятельность большинства политических и исторических личностей.
Пример: «Николай II: кто он?»
Разделы:
1. Великий самодержец?
2. Кровавый убийца?
3. Невинная жертва обстоятельств?
Обращение к читателям может послужить цитатой:
«Личность последнего русского императора до сих пор будоражит умы и вызывает споры. А какой точки зрения придерживаетесь вы?»
Крайне полезна для детей будет организация выставок-словарей. Их цель – объяснять значение терминов и понятий, представлять дополнительную информацию о них. Термины могут быть какие угодно – экономические, политические, литературоведческие…
Названиями разделов служат понятия, цитаты – определения понятий из толкового словаря. Рядом книги.
Пример:
Выставка-словарь «Из копилки деда Литературоведа».
Цель – объяснить значение некоторых литературоведческих терминов, познакомить с интересным материалом. Разделы:
1. ПРОТОТИП- реальное лицо, подсказавшее автору образ главного героя.
2. ПСЕВДОНИМ – выдуманное имя или знак, которым автор подписывает своё произведение.
3. ПАРОДИЯ – комический образ художественного произведения, стиля, жанра.
4. ПЛАГИАТ – литературное воровство, публикация чужого произведения или его части под своим именем.
Задание – опрос: Вспомнить непонятные слова, значение которых хотелось бы узнать.
По итогам года, выбрав лучшего читателя, можно оформить выставку одного формуляра при активном участии самого же читателя. На ней можно представить увеличенную копию читательского формуляра, прочитанные книги, журналы. Подобрать цитаты к разделам мог бы сам читатель. А на презентации выставки он же мог бы рассказать и о наиболее понравившихся книгах, о роли библиотеки в своей жизни
Мизерова Н. Между вечным и пустым/ Н. Мизерова // Библиотека. – 2007. – № 8. – С. 8-11.
Все виды выставок просто невозможно перечислить. Более подробно стоит остановиться на выставках с использованием мультимедийных технологий. Мы живём в эпоху, когда дети, порой, знают о новых технологиях больше, чем взрослые. Нынешнее подрастающее поколение уже называют поколением цифровой среды.
Электронные выставки (виртуальные) – синтез традиционного книжного и новейшего электронного способов представления информации Збаровская Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек / Н.В. Збаровская. – М.: Профессия, 2004. – С. 118-128.
Уже существуют различные виды таких выставок. Основа их всё та же - совокупность библиографических описаний, иллюстративный материал. Электронные выставки могут быть представлены в виде каталога, иметь гиперссылки со списками литературы по разделам, насыщены викторинами, конкурсами, играми и т.д. Какие дополнительные возможности предоставляет виртуальная выставка библиотекарям и читателям?
Во-первых, использование информационных технологий. Само «участие» компьютера в беседе, присутствие героев книг на экране монитора, анимация, - всё это приводит не только детей, но иногда и взрослых просто в восторг.
Во-вторых, выставка рассчитана на разную аудиторию. И один человек и большая группа читателей могут познакомиться самостоятельно с книгами, или на мероприятии с библиотекарем. А если её представить в Интернете – познакомиться сможет каждый желающий. Для презентации может быть представлено большое количество книг.
Восприятие через компьютер служит своеобразной приманкой для читателей, особенно детей. Яркие, красочные, с мультипликацией, с использованием игровых моментов, переключающие внимание детей с анимационных заставок на статичную страничку – всё это делает виртуальную выставку живой и динамичной.
Процесс создания электронной книжной выставки требует высокой профессиональной подготовки библиотекарей, участия сотрудников смежных отделов (автоматизации), серьёзной материально-технической базы самой библиотеки, да можно упомянуть и о повышении информационной грамотности самих пользователей – детей.
За рубежом в библиотеках использование звука, видео-, кинофильмов, пунктов интерактивного доступа Интернет, воспринимаются уже как традиционные
Качалина В.В. Выставочная деятельность Британской библиотеки/ В.В.Качалина//Библиотековедение. – 2001. - №4. – С. 97-104.
Известно, предела совершенству быть не может. В Национальной библиотеке Великобритании разработана новая и очень перспективная технология, восторженно принятая посетителями – это так называемые «Переворачивающиеся страницы». Суть её в следующем. Обычно самые ценные экспонаты выставок хранятся в застеклённых витринах и раскрыты на отдельных страницах, что не позволяет ознакомиться с документом более детально: рассмотреть иллюстрации, прочитать фрагменты текста, ознакомиться с содержанием. Всё это преодолимо с помощью анимации и оцифровки текста. У пользователей появилась возможность рассматривать недоступные экспонаты на экране привычным способом, перелистывая станицы, а не передвигая в вертикальной плоскости с помощью курсора.
Будем надеяться, что уже в недалёкой перспективе перечень нестандартных выставок будет активно пополняться виртуальными и в библиотеках России.
В профессиональной прессе можно найти примеры организации книжных выставок и использовать этот материал в своей работе. Нижегородская государственная областная детская библиотека делится своим опытом на страницах журнала «Библиотека». Своеобразна композиция, оригинальность подачи материала, структура, оформление предложенных к рассмотрению выставок
Пантюхова Т. Визитная карточка библиотеки/ Т. Пантюхова // Библиотека. – 2000. - № 4. – С. 43-45.
Тема: «Возраст тревог и ошибок». Выставка-диалог. Адресована подросткам. По замыслу разработчиков должна представлять единое целое – объединять. В ней нет разделов, только вопросы и цитаты для размышлений, перед текстом восклицательный знак со словами «В записную книжку».
«Нравственность – согласие с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина». В.Даль.
Высказывания подростков из школьных сочинений оформляются на тетрадных листах:
1. «Все ищут выгоду. Влияние вещей настолько сильно, что некоторые теряют рассудок…»
2. «У нас переходный возраст. Формируются наши взгляды, характеры, вкусы, отношение к жизни, а мы то и дело сталкиваемся с грубостью, цинизмом, лицемерием и фальшью. Может, это хорошо? Закалимся?...»
Особое внимание уделяется двум книгам: Симоновой «Круг» и Нечаева «Ожидание друга». По ним предлагают читателям принять участие в заочной дискуссии, ответив на вопросы:
1. В повести Нечаева «Ожидание друга» даны шесть способов понравиться людям. Со всеми ли вы согласны? Что бы ещё добавили?
2. Почему книга Симоновой названа «Круг»? Существует ли выход из замкнутого круга?
Проводником обратной связи с читателями служил школьный ранец. В анонимную «Тетрадь твоих откровений» записывали ребята свои мысли, проблемы, вопросы - спрашивали совета у сверстников, взрослых.
Тема: «Сокровищницы знаний». Выставка- триптих (картина-композиция из трёх частей) об истории библиотек. Их значении в развитии цивилизаций. Разделы условны: прошлое, настоящее, будущее. Изюминка оформления – греческий храм в центре, на нём объявления в виде свитков «Библиотека», и «Дом мудрости», «Дом табличек», «Приют мысли», «Аптека для души».
Дана информация о том, что читали дети в 19 – 20 веках, цитаты из книг:
«Усиленный спрос был на произведения госпожи Чарской…»
«…На своих заседаниях библиотечная комиссия категорически высказалась против Майн Рида, признавая его романы рядом чисто внешних приключений, не мотивированных ничем…»
Узнать, какой будет библиотека в будущем, предлагается из информации, которая оформлена в виде СD по цветовым блокам.
Красно-синий блок рассматривает вопросы:
1.Возможна ли идея мировой библиотеки?
2.Виртуальные библиотеки.
3.Нью - Йоркская публичная библиотека - переместилась во всемирную компьютерную сеть.
4.Из вопросов читателей: «Говорят, используя Интернет, сегодня можно не только читать романы, но и менять их сюжет. Так ли это?»
В представленной литературе желающие могут найти ответ.
Сине-зелёный блок:
1.Библиотека на дисках, кристаллах, булавках.
Конечно, интересные цитаты:
«Всякий, изучающий науки, входящий сюда, не хлопай дверью и не стучи грубо ногами – это неприятно музам. Если ты найдешь кого здесь уже сидящим, почтительно поклонись, молча, и не занимайся болтовнёй: здесь умершие говорят с занимающимися» (надпись на дверях библиотеки, XV век).
Ваша библиотека разрабатывала когда-нибудь выставки для «нечитателей»? А вот сотрудники НГОДБ в рамках широкомасштабной акции в поддержку детского чтения «Будем читать» решили поговорить и с читателями и с «нечитателями» на улице. В сквере возле библиотеки работали творческие площадки, на которых были представлены несколько книжных выставок, выставка рисунков, проводились литературные конкурсы, розыгрыши призов победителям
Пальгуева Г. «Душа обязана трудиться…» / Г. Пальгуева //Библиотека. – 2007. - № 7. – С. 10-14.
Выставка – инсталляция (установка, монтаж) «Помогите найти Я». Для читателей 5-7 классов, по рассказу Д. Рубиной «Терновник».
Пантюхова Т. Каждый проект – это образ моря с иллюзией движения/ Т. Пантюхова // Библиотека. – 2007. - № 10. – С. 66-68.
Возле окна библиотеки на ковре разместились стол с лампой, тумбочки. Стеллаж, кресла. Это – территория книжной выставки, где живёт один рассказ Д. Рубиной «Терновник». На ковре лежат игрушки, в кузове большого грузовика огромная смеющаяся буква «Я» в кепке, на кепке – заголовок.
Стол завален бумагами, среди них биография писательницы, конфеты – угощайтесь. Фантики необычные. На них флажок с призывом: «Конфеты вы любите! Попробуйте полюбить читать!».
На стеллаже среди необходимых каждому ребёнку «нужных» вещей – болтиков, резиночек, коробочек, фантиков – книга Д. Рубиной «Астральный полёт души на уроке физики» с большой закладкой на странице, где начинается рассказ «Начни читать с «Терновника!»
Две полки занимают читательские рисунки и цитаты из книг. На стеллажах крючки с вопросами. Игра. Ответил - бери жетончики – получай приз. Прочитать рассказ можно прямо в библиотеке, он маленький, экземпляров несколько, на столе, диване, кресле.
На окне картонное дерево с привязанной к нему шариковой ручкой. На бумажных листочках в виде буквы «Я» пишут дети заветную мечту. Сигнал к началу исполнения желаний – появление цветов на дереве. Вот они и бегают, проверяют: зацвело – не зацвело.
Предполагается, что большую часть по организации такой выставки берут на себя читатели: готовят материалы, разрабатывают оформление, инсталлируют и презентуют.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Стало традицией в некоторых ЦБС проводить конкурсы на лучшую нетрадиционную книжную выставку. Областной (районной) библиотекой разрабатываются документы и положения, где оговаривается методика подготовки, экспонирования, тематика, определены критерии для выявления победителей. Цель таких мероприятий – стимулировать процесс организации нетрадиционных книжных выставок, сохраняя творческую форму, способность к усвоению современных идей и тенденций, что в конечном счёте скажется на повышении квалификации сотрудников.
В 2005 году в Приокском районе нашего города был проведён конкурс-марафон книжных выставок «За Отчизну, свободу и честь» к 60-летию Великой Победы. Библиотеки представили такие выставки:
-книжно-предметная «Детство, опалённое войной!»;
-книжно-предметная «Не забываем 1418 дней»;
-интерактивная книжно-иллюстративная «Священная война»;
-книжно-иллюстративная «Я родом не из детства…»;
-выставка «Война совсем не фейерверк, а просто трудная работа».
Конкурс на лучшую книжную выставку в этой же ЦБС провели по Программе летнего чтения. По итогам победителей награждали книгами.
В 2006 году в Нижегородском районе Нижнего Новгорода был организован районный конкурс «Марафон книжных выставок». Участие в конкурсе позволило сотрудникам ЦРДБ им. Горького и филиалов активизировать работу по формированию информационной среды в библиотеках, распространению лучшего опыта среди библиотек.
Представленные виды выставок:
-выставка-путешествие «Сохраним природу вместе»;
-выставка-экскурсия «В стране интересных книг», оформлена была как экскурсионный маршрут с пунктами длительных остановок:
1.Город «Весёлых историй»
2.Посёлок «Хочу всё знать»
3.Полустанок «Поэтический»
4.Станция «Приключений».
-выставка-вернисаж « Азбука русской живописи» о жанрах в живописи;
Выставка «Конквистадор русской поэзии» (о Н.С. Гумилёве) хронологического характера (детство, юность, творческий расцвет, любовь, война, революция, гибель, всего 7 разделов).
Сотрудники методической службы предлагают свою помощь библиотечным работникам. Оформляются циклы книжных выставок методических материалов: «Хочу работать интереснее, но как…?», «Новое в библиотечном деле». Разрабатываются комплексные мероприятия: «Школа библиотечных знаний», включающие занятия различной тематики, в том числе уроки специалиста: « Книжная выставка – это важно», «Интерактивные книжные выставки в библиотеке»; консультации «Книжная выставка, как одно из средств создания комфортной среды в библиотеке». Все эти формы методической поддержки позволяют отвечать на многие вопросы, возникающие в процессе разработки выставок и поднять выставочную деятельность на более высокий уровень в отдельно взятой библиотеке.
В своих отчётах по итогам работы за 2007 год районы города кратко представили информацию и о выставочной деятельности. Можно отметить такие оригинальные формы выставок, разработанные в библиотеках, как:
выставка - отзыв «Семейное чтение для сердца и разума»,
выставка - стихотворение «На заповедных Дятловых горах»,
выставка - практикум, - салют, - диорама (Канавинский район),
выставка - итог «Читаем вместе»,
выставка - цитата «Чтение это жизнь, наполненная смыслом»,
выставка - карта «Тайна книжной вселенной»,
выставка-плакат о ВОВ.(Нижегородский район).
И ещё, что очень важно, книжная выставка всегда была и должна оставаться частью, или даже лучше, если будет основой целого комплекса мероприятий, посвящённых определённой теме. В этот комплекс могут входить самые разные формы индивидуальной и массовой библиотечной работы с детьми и руководителями детского чтения: беседы, громкие чтения, обзоры, викторины, игры, конкурсы, утренники, обсуждения, дни информаций, дни библиографии и др. Например:
28 сентября 2007 В ЦРДБ им. Горького состоялись юбилейные торжества, посвящённые 70-летию библиотеки « В самом центре Нижнего есть чудесный дом…». Программа включала медиапрезентацию, библиохронику, литературный конкурс-поздравление, поздравления друзей, коллег, партнёров. Основой праздника стали книжные выставки:
Выставка-иллюстрация « Имя А.М.Горького объединило всех»,
Выставка «Детская библиотека – лидер культуры»,
Выставка «Нам 70, а кто даст?»,
Выставка-цитата «Чтение – это жизнь, наполненная смыслом»,
Выставка юбилейных материалов « Творчество. Книга. Дети».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследования содержательных и технологических аспектов организации выставок в библиотеке позволяют говорить о том, что инновационные процессы серьёзно затронули этот вид библиотечной деятельности, хотели мы того или нет, более того, организация выставок на данном этапе приобретает некоторые черты проектной деятельности:
- решение какой-либо проблемы;
- получение конкретного результата;
- презентация созданного продукта.
Время не стоит на месте, настойчиво диктует необходимость перемен. Мы и сами видим, в жизнь активно внедряются проектные технологии. Следовательно, библиотека, работая в проектной технологии по выставочной деятельности, решает уже целый спектр задач:
1. Раскрывает фонд;
2. Рекламирует лучшие книги и попутно свою продукцию;
3. Интегрирует функциональные обязанности;
4. Расширяет пространство культуры, образования, информации;
5. Предоставляет образовательные услуги;
6. Создаёт привлекательный имидж библиотеки в педагогическом и библиотечном сообществе, начиная формировать свой бренд
Пантюхова Т. Каждый проект – это образ моря с иллюзией движения / Т. Пантюхова // Библиотека. – 2007. - № 10. – С. 66-68.
Таким образом, мы плавно подошли к пониманию того, что сегодня выставочная деятельность включает в себя не просто оформление выставки, а её проектирование, организацию, создание, то есть – это творческий трудоёмкий процесс. Сегодня выставочная деятельность
- рассматривается как образовательный проект, в котором участники получают информационные, коммуникативные знания, обучаются проектной технологии, выстраивают социальное партнёрство и приобретают навыки культуры чтения и
- направлена на:
привлечение читателей;
активизацию творческой и познавательной деятельности;
продвижение современной литературы и современных авторов в
круг чтения подростков;
формирование информационной культуры учащихся;
развитие навыков управления коллективной и индивидуальной
деятельностью;
непрерывное образование библиотечных кадров.
Различные формы выставок не только привлекают внимание, но и активизируют познавательную деятельность читателей, способствуют повышению уровня восприятия, вызывая всплеск эмоций. Возможности таких выставок огромны для развития творческих способностей наших читателей. Работа над выставками с инновационными моментами интересной становится и для самих библиотекарей.
В заключение можно сказать, что на сегодняшний день библиотечная книжная выставка представляет собой авторский образовательный проект, включающий как сотрудников, так и пользователей в непрерывный процесс образования. Это сочетание разнообразных форм и методов работы, компьютерные технологии, высокие технические возможности, позволяют традиционную выставочную деятельность наполнить новым содержанием, но главным её элементом по-прежнему продолжает оставаться книга, а главной целью – пропаганда книги и чтения.
Список использованной литературы:
1. Збаровская Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек / Н.В. Збаровская. – М.: Профессия, 2004. – 224 с. – (Библиотека).
2. Справочник библиотекаря / ред. А.Н.Ванеев. – СПб.: Профессия, 2004. – С. 167-172.
3. Качалина В.В. Выставочная деятельность Британской библиотеки / В.В.Качалина // Библиотековедение. – 2001. - № 4. – С. 97-104.
4. Книжная выставка в библиотеке. Дайджест /сост. Л.А. Сластникова. – Н.Новгород: МУК ЦГДБ им. А.М. Горького, 2003. – 20 с.
5. Кузнецова Е. Б. Выставочная работа библиотек в вопросах и ответах/ Е.Б. Кузнецова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Б-чка «Первого сентября». Библиотека в школе).
6. Матлина С.Г. Книжные выставки – обычн6ые и необычные/ С.Г. Матлина. – М.: Чистые пруды, 2008. – (Б-чка «Первого сентября». Библиотека в школе).
7. Мизерова Н. Между вечным и пустым/ Н. Мизерова// Библиотека. – 2007. – № 8. – С. 8-11.
8. Олзоева Г.К. Массовая работа библиотек/ Г.К. Олзоева. – М.: Либерея, 2006. – 120 с.
9. Пальгуева Г. «Душа обязана трудиться…»/ Г. Пальгуева // Библиотека. – 2007. - № 7. – С. 10-14.
10. Пантюхова Т. Визитная карточка библиотеки/ Т. Пантюхова // Библиотека. – 2000. - № 4. – С. 43-45.
11. Пантюхова Т. Каждый проект – это образ моря с иллюзией движения/ Т. Пантюхова // Библиотека. – 2007. - № 10. – С. 66-68.
12. Редькина Н.Нужны ли инновации? / Н. Редькина// Библиотека. – 2007. – № 10. – С. 69-72.
13.Тумарь В.Н. Оформление экспозиций: поиск новых решений /В.Н. Тумарь //Библиотека. – 2003. – № 2. – С. 78 .
«Выставочная деятельность: традиции и новации»
Консультация
Составитель: Чечина Э.В.
Компьютерный набор: Чечина Э.В.
Дизайн обложки, брошюровка: Ломаева И.С.
Отв. за выпуск: Пименова И.П.
Отпечатано в МУК «Центральная городская детская библиотека им. А.М.Горького»
603 003 Нижний Новгород, ул. Ефремова, 2
Тел. (831)273-03-42, тел./факс 225-60-20
e-mail: detlib@mts-nn.ru
Тираж 10 экземпляров
Выставочная деятельность: традиции и новации: консультация / сост. Э.В. Чечина. – Нижний Новгород: Муниципальное учреждение культуры «Центральная городская детская библиотека им. А. М. Горького», 2008. – 18 с.
ББК 78.342
На основе материалов периодической печати и профессиональных изданий в работе рассматриваются правила организации библиотечных книжных выставок, некоторые их виды и формы как традиционных, так и нетрадиционных; наиболее яркие примеры уже разработанных различными библиотеками; параметры инновационности выставочной деятельности и методы, побуждающие к созданию нетрадиционных книжных выставок.
Вход в систему
Уважаемые друзья!
В 2022 году Муниципальному казенному учреждению культуры «Центральная городская детская библиотека им. А.М. Горького» исполняется 100 лет.
Добро пожаловать в нашу библиотеку!
Навигация
«Горький - детям»
800 лет Нижнему Новгороду
Список онлайн мероприятий
«Читай_герой!»
Дорогой читатель! Приветствуем тебя на странице «Читай_герой!»
Скажем честно, стать героем не просто! Но мы можем тебе помочь!
Читать подробнее
Знакомьтесь: новые книги
- «Лучшие рассказы о живой природе с вопросами и ответами для почемучек»
- Серия книг для дошкольного и младшего школьного возраста для семейного чтения вместе с детьми «Советы доброго Эльфа»
- Новые книги для детей младшего возраста Фантазии и цвета торжество…
- Новые книги кабинета руководителей детского чтения
Электронные ресурсы
Дорогие друзья!
У вас появилась новая возможность получить в нашей библиотеке электронные книги из собрания электронной библиотеки «Лит Рес».
Приглашаем на работу
Хостинг для сайта
предоставлен ННГУ
Сайт создан
При поддержке
НРБООИ "Забота" и ОАО "ВолгаТелеком"